Тургенев Иван Сергеевич - русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Мастер языка и психологического анализа. Оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы. Тургенев Иван Сергеевич родился 28 октября (9 ноября) 1818г. в г.Орле. Умер 22 августа (3 сентября) 1883 в местечке Буживаль, близ Парижа. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
В 1827 году семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем поступает на словесное отделение Московского университета, а в 1834 году переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности - влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь». В 1836 году Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу. Тот приглашает студента на литературный вечер, на котором в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным, а в 1838 году печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»). В мае 1838 года Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море».
До августа 1839 года Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 года отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных - Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 года Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел. В 1843 году появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 году Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением, в частности, с Н. А. Некрасовым, изменяют его литературную ориентацию. От романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей») и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер»). 1 ноября 1843 года Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 года Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855). Главное дело этого периода - «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч». Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева. Отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы»).
В апреле 1852 года за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, И.С Тургенев по высочайшему повелению был выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 года, работает над повестью «Два приятеля», знакомится с А. А. Фетом, активно переписывается с С. Т. Аксаковым. В хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой. До июля 1856 года И.С. Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда - редакция «Современника». Состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским. Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (1856). «Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок, «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне»); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети»); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма»; революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но, по-прежнему, неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь») - все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).
Отбыв за границу в июле 1856 года, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 года он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны. После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 года произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева. В 1863 году происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 года они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном. Он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 году - он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 году Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81годах старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину. Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874), в последние годы жизни И.С. Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества.
Подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни. Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.